Главная Макс Бонд Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПонедельник, 21.05.2018, 06:12
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [12]

Поиск

Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Техника грунтовки холста
22.10.2012, 01:03

ТЕХНИКА ГРУНТОВКИ ХОЛСТОВ.

  Грунтовка холста сводится к следующим основным процессам:  

1.         Натяжка холста на подрамник.

2.         Проклейка 1-я

3.         Сушка.

4.         Проклейка 2-я

5.         Сушка.

6.         Шлифовка.

7.         Грунтовка 1-ая.

8.         Сушка.

9.         Шлифовка.

10.       Грунтовка 2-я

11.       Сушка в зависимости от состава грунта.

12.       Нанесение тонкого слоя масляной краски или клея" слабой концентрации.

13.       Сушка.    

Холст для грунтовки берется льняной или пеньковый, средней толщины и плотности, без узлов. Перед натяжкой на подрамник рекомендуется холст выстирать в теплой воде для освобождения его от аппретуры. Промытый холст дает усадку и в дальнейшем в незначительной степени изменяется от влажности воздуха. Нестиранный холст лучше сохраняет фактуру, чем выстиранный. Подрамник изготовляется из сухого дерева, иначе при высыхании он покоробится и скривится. Края подрамника с лицевой стороны должны иметь на 0,5 см скос во внутрь, чтобы холст не касался краев подрамника и не приклеивался к нему. Натяжка и закрепление холста производится равномерно от середины в обе стороны к краям. Закрепив холст с коротких сторон, переходят к длинным сторонам. После закрепления холста по середине всех сторон, переходят к закреплению и натяжке краев. Если холст слабо и неравномерно натянут на подрамник, то очень трудно нанести грунтовочную пасту одинаковой толщины, поэтому такой грунт также неравномерно по всей площади будет изменяться под влиянием влажности и температуры воздуха. Лицевая сторона холста перед проклейкой смачивается из пульверизатора теплой водой, можно смачивать и с изнанки холста, но при этом та часть холста, что под подрамником, остается сухой. Смачивание холста имеет целью ослабить проникновение клея при проклейке на изнанку холста, так как вследствие набухания волокон ткань уплотняется и до некоторой степени препятствует просачиванию клея. Иногда холст перед проклейкой шлифуют пемзой, чтобы «взлохматить» волокно и одновременно уплотнить его, но лишняя шлифовка нарушает фактуру ткани.   Проклейка Проклеивание холста   После того как холст натянут на подрамник, надо слегка смочить его поверхность холодной водой, чем достигается равномерность натяжения холста, так как ткань его садится. Когда холст просох, приступают к про-клеиванию его жидким раствором клея не более двух раз.Проклеивание холста предохраняет ткань от проникновения в нее масла из красок, которое, проникнув в холст, делает его нити хрупкими и ломкими, от чего ткань, теряя прочность, легко разрывается и разрушается.Для проклейки холста применяют жидкий клеевой раствор из рыбьего клея 1, желатины 2 или кожного клея 3, приготовляя его следующим образом: пластины сухого рыбьего или кожного клея расщепляют на маленькие кусочки, всыпают в клееварку, заливают холодной водой и дают клею разбухнуть и размягчиться в течение 12—24 часов; в размягчившийся клей добавляют воды и ставят на легкий огонь на 15—30 минут, давая клею полностью раствориться, и получают клеевой раствор4.   Рыбий клей представляет собой обезжиренные и высушенные части плава тельного пузыря осетровых и белужьих пород рыб; является наилучшим видом живот ного клея. Техническая желатина представляет собой рыбий клей, полученный вывариванием обезжиренной рыбьей кожи, хрящей и т. п. Пищевая желатина получается посредством вываривания обрезков шкуры кролика Кожный клей получают вывариванием обезжиренных обрезков кожи телят, овец, коз Для предохранения клея от загнивания в него следует добавить 10—15 капель карболовой или салициловой кислоты.   Во время варки клея на огне нельзя допускать его закипания, так как это сильно ухудшает качество клея. Для того чтобы клей во время варки не закипал и не подгорал, его надо варить в специальной клееварке, представляющей собой два металлических сосуда, свободно входящих друг в друга; пространство между ними заполняется водой. Если нет рыбьего клея и желатины, то для проклейки холста пригоден и столярный клей, но только лучшего качества. Для проклеивания холста клеевой раствор делают жидким, беря на одну часть сухого клея не менее 15—20 частей воды (по весу).Клеевой раствор наносят на холст в холодном или слегка теплом виде 8 широкой щетинной кистью; сначала ровно наносят один слой4, дают ему просохнуть5 и затем наносят второй слой. Не следует натирать холст совершенно застывшим, студнеобразным клеем, так как при этом никогда не получится ровной, тонкой и прочной пленки клея, хорошо закрывающей поры холста.   Просушивание проклеенного холста надо производить в сухом, хорошо проветриваемом помещении при обычной комнатной температуре. Нельзя просушивать его на солнце или у горячей печи, так как клей при этом растрескивается, а холст покрывается сквозными маленькими отверстиями. Проклеивая холст, не следует применять очень крепкие клеевые растворы, так как это приводит к сильному растрескиванию пленки клея, покрывающей холст. Крепкие клеевые растворы, содержащие более 20% сухого клея, очень быстро схватываются и, высыхая, склонны к растрескиванию; слабые же клеевые растворы, содержащие менее 5% сухого клея, не дают достаточно прочных клеевых пленок   Горячим клеевым раствором холст проклеивать нельзя, так как клей проходит насквозь и растрескивается. Холодный клеевой раствор не проходит на оборотную сторону холста и при высыхании дает ровную пленку, хорошо закрывающуюотверстия в ткани холста.    После каждой проклейки холста необходимо удалить излишнее количество клея с поверхности только что проклеенного холста, проведя по ней широким шпателем сверху вниз и справа налево, чтобы снять излишний клей. Если этого несделать, то вполне вероятно сильное растрескивание загрунтованного холста. Когда первый слой проклейки совершенно просохнет, то холст следует прошлифовать куском пемзы с целью уничтожения всех неровностей, узелков и т. п., образовавшихся на поверхности   Проклейка является связующим между холстом и грунтом, поэтому она должна обладать хорошими клеящими свойствами и иметь достаточную плотность, препятствующую просачиванию связующего вещества из красок в холст. Для проклеек применяют обыкновенно от 5 до 7% растворы различных клеев: рыбьего, желатина, казеинового, столярного, искусственного и др. Для проклейки холста и других гибких материалов применимы клея, дающие при высыхании эластичную пленку. Лучшим клеем в этом отношении надо считать поливиниловый спирт. Наиболее плотный слой при одинаковых концентрациях дает рыбий клей, он в меньшей степени подвергается загниванию и после высыхания дает достаточно эластичную пленку. Столярный и малярный клея легко подвергаются гниению от сырости, а высыхая дают ломкую пленку. Желатин хорошо растворяется в горячей воде. Рыбий клей предварительно замачивают в холодной воде в течение 12— 20 часов; после набухания клей надо размять в руках и распустить в горячей воде. Казеин также вначале замачивают в теплой воде 3—о часов, а затем прибавляют 2—3% раствор нашатырного спирта или буры, и помешивание при температуре 50—70°С образует клеевой раствор. Казеиновый клей мало чувствителен к сырости и загниванию. Столярный клей сперва размачивают в холодной воде, а затем при нагревании он легко расходится в ней. Растворы клеев для проклейки не должны быть слишком крепкими, т. е. свыше 8%, потому что тогда клей быстро застывает, не успев проникнуть в толщу ткани, а следовательно, не будет достаточной связи грунта с холстом, кроме того крепкий клей образует толстый и ломкий слой. Густой и слегка зажелатинированный клей удобен для проклейки редких со скважинами холстов. Жидкий клей хорошо применять для плотных холстов, ибо он легко проникает в ткань, чем достигается прочность прилипания его к холсту. Клеевой раствор ниже 5% и слишком разбавленной концентрации не следует употреблять, так как он не образует достаточного слоя и непрерывной пленки на поверхности холста. Первую проклейку следует наносить очень осторожно, чтобы не допустить следов протекания клея на изнанку холста, так как грунт в этих местах легко вызывает пожухание красок, коробится и становится нестойким, особенно при избытке клея. Покоробленный холст исправляется подбивкой колков или смачиванием и сильной перетяжкой его во влажном состоянии на подрамнике. Раствор клея и грунтовочная паста наносятся деревянным ножом или щеткой, в зависимости от состояния клея и качества холста. В тех случаях, когда грунтуется редкий, с большими скважинами холст, проклейка наносится клеевым студнем ножом или щеткой. В жидком состоянии очень трудно наносить проклейку без протекания клея на изнанку холста. Для разжижения клеевого студня следует слегка подогреть на водяной бане. Плотные холсты проклеиваются и холодным и теплым раствором клея щетинной кистью и щеткой (лучше с жестким коротким волосом). Жесткая щетка плотно покрывает холст, не оставляя отверстий, и позволяет наносить грунт несколько раз тонким слоем. Клей в виде студня не проникает внутрь ткани, поэтому слабее связывает холст с грунтом; при употреблении в жидком и теплом виде клей легко проникает в толщу ткани и лучше закрепляется в его волокнах.   Чтобы нанести клеевой слой равномерно, достаточной толщины и плотности по всей поверхности холста и во избежание вспенивания клея необходимо водить щеткой или кистью сначала в одном направлении, а затем в противоположном. По окончании нанесения проклейки массу продолжают разравнивать щеткой без погружения ее в раствор клея, а избыток клея на поверхности холста удаляется ножом или шпателем. Для придания эластичности проклейки следует в раствор клея вводить небольшое количество смягчителей. В качестве веществ, устраняющих хрупкость и ломкость проклеек и грунта, применяют глицерин, мед, касторовое масло, желток яйца и др. Избыток глицерина вреден, так как вследствие большой гигроскопичности глицерин задерживает высыхание, сообщает пленке неустойчивость и вызывает загнивание, особенно при употреблении плохо очищенного столярного клея. Кроме того глицерин со временем окисляется, разлагается и улетучивается и, следовательно, пленка, лишаясь смягчителя, по высыхании становится хрупкой и ломкой. Мед также смягчает грунт и предохраняет клей от быстрого высыхания, пока он не закристаллизовался. Мастера далекого прошлого (XV—XVII веков) очень часто вводили мед в состав грунта. Одним из лучших смягчителей грунта является касторовое масло. При использовании его в проклейке грунт медленно сохнет, и по высыхании проклейка сохраняет мягкость и эластичность. Единственное неудобство в применении касторового масла заключается в нерастворимости его в воде, поэтому в проклейку и грунтовку приходится вводить его в виде эмульсии, что ни в какой степени не снижает их качества.

Эмульсионную проклейку можно составить из клея, яйца и касторового масла по такой дозировке: Цельное яйцо            1 шт. Клей   25 г Касторовое масло     2—3 г. Вода    500 см3.

Кроме клеящих веществ и смягчителей в состав клеевых растворов вводятся вещества, предохраняющие грунт от загнивания; фенол, салициловая кислота, бура и др.  В целях придания клею и грунту свойства несмываемости и нерастворимости в воде добавляют в него алюмокалиевые квасцы, хромпик, формалин и так называемые растворы, которые, вступая во взаимодействие с клеем, переводят его в нерастворимое состояние. Клеевые пленки (желатина, рыбьего клея и др.) имеют обратимый характер, т. е. растворяются в горячей воде. При действии на клей дубильных веществ и солей некоторых металлов белок клея приводится в нерастворимое состояние. Избыток дубильных веществ может отразиться отрицательно на качестве клея, поэтому они берутся в строго определенном количестве: на 10 частей клея 2 части алюмокалиевых квасцов или 1 часть хромпика. Необратимые клея (поливиниловый, казеиновый и др.) по высыхании теряют растворимость в воде. Неразмываемость в воде особенно необходимо придать грунтам, предназначенным для темперы, так как при разбавлении темперных красок водой размывающийся грунт будет изменять оттенок красок и ослаблять прочность живописи. Такой раствор для задубливания клея приготовляется из 8—10 частей алюмокалиевых квасцов и 90 частей воды. Наносить этот раствор можно из пульверизатора на готовый грунт один или два раза. Таким образом хорошая прокледка служит крепкой связью холста с грунтом, препятствует проникновению связующего на изнанку холста, предохраняет холст от разрушения высыхающими маслами, придает грунту эластичность уменьшает пожухание и растрескивание, т. е. способствует прочности к лучшей сохранности картины.     Сушка   После нанесения слоя проклейки или грунтовки холст следует просушить при комнатной температуре в течение 10—12 часов. Каждый следующий слой проклейки или грунта наносится только после просыхания предыдущего слоя, иначе значение многослойности нарушается. При нанесении проклейки по сырому предыдущий слой размывается и не получается наслоения, а образуется один слой, равный по толщине всем слоям грунта. По своим свойствам такой грунт не будет стойким. Загрунтованный холст должен хорошо просохнуть; продолжительность сушки зависит от состава грунта: клеевые грунты требуют 3—5 суток, эмульсионные от 7 до 15 суток, а масляные от 3 месяцев до 1 года. Высыхание клеевой пленки наступает с испарением растворителя (воды). Но следует иметь в виду, что процесс отвердения необратимых клеев сопровождается химическими изменениями.   Шлифовка   Шлифовка грунта сглаживает грубые неровности поверхности и создает мелкие неровности, увеличивая таким образом площадь соприкосновения со следующим слоем грунта и улучшая прочность сцепления между отдельными слоями. При шлифовке грунт подвергается трению шлифовочных материалов, вследствие чего выпуклости сглаживаются, а частицы пемзы или шкурки процарапывают на поверхности проклейки или грунта бороздки, покрывая ее равномерной сетью мелких углублений и выпуклостей. Для шлифовки применяется естественная пемза или шлифовальная шкурка. Шкурки бывают крупнозернистые и мелкозернистые. В зависимости от величины зерен абразивного материала, т. е. стекла, наждака, карборунда и т. п. Пемзу применяют естественную, в виде легкой, ноздреватой и твердой массы и искусственную, состоящую из мелкого песка, сплавленного с цементирующими веществами. Шлифовка пемзой дает более гладкую поверхность, что не является желательным. Шлифуют слой проклейки и предпоследний слой грунтовки, последний слой грунта шлифовать не рекомендуется.  В случае, если поверхность грунта имеет глянец, то можно шлифовать и последний слой грубой шкуркой или пемзой с крупными зернами. Многократные шлифовки грунта слишком сглаживают поверхность и нарушают фактуру холста.   Грунтовка.   Первый слой грунта лучше наносить одной эмульсией без пигмента, второй с небольшим количеством пигмента, а третий по рецептуре, т. е. с большим количеством пигмента. Пигменты придают прочность масляному красочному слою, но избыток их создает хрупкость и ломкость грунта, особенно при употреблении цинковых белил с маслом. Из пигментов рекомендуется применять бланфикс или баритовые белила, отличающиеся белизной и прочностью в клеевых и эмульсионных покрытиях. Мел и цинковые белила хороши для первых слоев грунта. Для последнего слоя грунта лучше всего подходят пигменты, быстро сохнущие и ускоряющие просыхание нижележащих слоев масляной краски. К таким пигментам относятся свинцовые белила, свишюво-цинковые белила, умбра натуральная, неаполитанская желтая и многие другие. В прошлом в этих целях художники покрывали грунт тонким слоем масляной краски, например, свинцовыми белилами, разжижая предварительно их небольшим количеством разбавителя (уайт-спиритом или скипидаром). Грунтовочная паста должна содержать в своем составе такие вещества, которые бы имели сильное сцепление с предыдущим слоем и частично растворяли его поверхностный слой. Загрунтованный холст должен быть эластичным, не растрескиваться и выдерживать растяжения при механических воздействиях, не изменяться под влиянием влаги и перемены температуры воздуха.   Эмульсионный грунт.   Эмульсионный грунт справедливо считается лучшим грунтом для масляной живописи и темперы. Хорошо приготовленный эмульсионный грунт обладает всеми ценными качествами, которые необходимы для основания в живописи, чтобы обеспечить многовековую сохранность художественного произведения. Грунт, приготовленный на основе искусственной эмульсии, незначительно поддается действию сырости, гораздо эластичнее клеевых и масляных грунтов, не нуждается в прибавлении глицерина, высыхает через несколько суток и не растворяется в воде. Кроме того эмульсионный грунт обладает высокими а дгезионными свойствами: Адгезией называется способность связующих веществ (масел, смол, клеев и т. п.) закрепляться на поверхности материалов и удерживаться на ней. Различают два вида адгезии: механическую и полярную. В тех случаях, когда связующее вещество проникает в поры поверхности, на которую оно наносится, и отвердевает в них, мы имеем пример механической адгезии. Пример" полярной адгезии мы имеем в тех случаях, когда прочное сцепление и отвердевание связующего происходит не на пористой поверхности, а на гладкой, отполированной. В этом случае степень сцепления связующего с материалом, на который оно наносится, зависит от свойств и взаимодействия частиц связующего и данного материала.) к нему очень прочно прикрепляются масляные и темперные краски; он не подвергается загниванию, что влечет за собой разрушение ткани и живописи, и, наконец, эмульсионный грунт способствует нормальному просыханию красок в слоях масляной живописи. Связующим веществом грунта является преимущественно искусственная эмульсия. Несмотря на то, что эмульсии нашли широкое применение в технике, природа их еще недостаточно подробно изучена. В этом отношении необходима еще большая работа по накоплению экспериментального материала, чтобы сделать теоретические и практические выводы о природе эмульсии вообще и, в частности, ее свойствах применительно к технике живописи. Эмульсии не только не понижают качества грунтов, но придают им положительные свойства по сравнению с клеевыми и масляными. Для приготовления грунтов применяется эмульсия, состоящая из основного однородного вещества (воды) и жидкости (масла), распределенной в основном веществе в виде мельчайших капелек. Чтобы получить высококачественную и устойчивую эмульсию, длительно сохраняющую равновесное состояние, добавляют в эмульсию эмульгаторы, главным образом, клеящие вещества: желатин, казеин, рыбий клей и другие соединения, обладающие эмульгирующими свойствами. Наибольшее применение в приготовлении грунтов имеют следующие эмульсии: масляно-клеевая, яично-масляная и масляно-яично-клеевая. Перед грунтовкой обычно холст проклеивается, в зависимости от качества ткани 1—2 раза 5—8% раствором того или иного вида клея с обязательной добавкой к нему смягчителя — касторового масла, меда или в крайнем случае глицерина и небольшого количества антисептика (фенола). При применении в качестве проклейки желатина, рыбьего клея или столярного клея необходимо добавить задубливающих веществ (квасцов, хромпика и др.). Проклейку при эмульсионном грунте можно заменить лишней грунтовкой эмульсией без пигмента с очень небольшим количеством масла.   Яично-масляный грунт.   Состав эмульсии: Цельное яйцо            1 шт. Льняное масло вареное (с небольшим количеством сиккатива)……….10—40 г Пигмент         15—40 г. Касторовое масло     1—2 г Фенол 0,2—0,5 г Вода (добавляется для разжижения по надобности)  60—120 г   Цельное яйцо сначала взбалтывают, а потом при непрерывном перемешивании деревянной палочкой вливают в него медленно небольшими дозами масло, следя за тем, чтобы масло хорошо заэмульгировалось в яйце, после этого также при непрерывном помешивании приливают в эмульсию воду с антисептиком и смесь пигмента с оставшимся количеством воды. (При приготовлении грунтов надо иметь в виду, что воду для разжижения грунта можно добавлять по желанию).   Масляно-яично-клеевой грунт. Состав эмульсии: Цельные яйца           1—2 шт. Масло льняное или натуральная олифа…………..50—80 г. Животный клей (рыбий, желатин, казеин и др.)…40—120 г Касторовое масло или мед  1—2  г Фенол 0.2—0,5 г Пигмент         150—250 г Вода    400—800 г   В раствор клея концентрацией не ниже 30% (т. е. на 70 см3 воды берется от 30—40 г клея, так как в растворах слабой концентрации масло трудно заэмульгировать и оно легко отслаивается и всплывает наверх) добавляют яйца. Хорошо перемешав содержимое, вливают в него небольшими дозами, при помешивании в одном направлении сгущенное льняное масло или натуральную олифу и перемешивают до тех пор (20—25 минут), пока не образуется светлая, слегка коричневатая однородная эмульсия при отсутствии незаэмульгированного масла, плавающего на поверхности эмульсии. Затем в отдельном сосуде смешивается пигмент с водой и антисептиком, и суспензия соединяется с эмульсией. Эмульсию можно разжижать водой до требуемой густоты грунтовочной пасты.   Масляно-клеевой грунт Состав эмульсии (в весовых частях): Рыбий клей или желатин, можно казеиновый или в крайнем, случае чистый столярный клей      25 Натуральная льняная олифа            15—25 Касторовое масло или мед  1—2 Пигмент         70—100 Антисептик   0,2—0.4 Вода    250—300     Эмульсия приготовляется в том же порядке, что и в предыдущих рецептах. При применении вместо животного клея растительного, например, крахмала или пшеничной муки рекомендуется эмульсию получать при нагревании.   А. А. Рыбников в книге по технике масляной живописи предлагает несколько вариантов эмульсионных грунтов, исходя из вполне правильных предпосылок, что для создания наиболее естественной связи между клеевыми (нижними) и масляными (верхними) слоями, а также в целях естественного уменьшения разности коэффициентов их сжатия и расширения, для среднего слоя целесообразна эмульсия из того же масла и клея с прибавлением глицерина. Изменяя пропорцию материалов, эмульсию можно класть двумя или тремя слоями, создавая тем самым постепенность перехода от клея к маслу. (А. Рыбников. Техника масляной живописи. 1937, стр. 126—127.)   По первому варианту дается две проклейки и две эмульсионных грунтовки с нанесением последнего слоя масляными белилами, разжиженным лаковым керосином. Во втором варианте приведен чисто эмульсионный грунт без покрытия масляными белилами.   Порядок грунтовки   Клей   Вода    Мёд     Масло Белила            Касторовое масло   В весовых частях   1-й вариант               Проклейка      1          20        -          -          -          -   Проклейка      1          20        0,5       -          -          -   Эмульсия       1          25        0,25     1          1,5       0,15   Эмульсия,      1          25        -          15        2          0,15   2-й вариант                           Проклейка      1          20        -          -          -          -   Проклейка      1          20        -          -          -          -   Эмульсия       1          20        0,25     1          1,5       0,15   Эмульсия       1          20        0,25     1,5       2          0,15   Эмульсия третья       1          25        -          1,5-2   2,5-3   -   Состав грунта, как в первом варианте, так и во втором, безусловно заслуживает внимания и имеет достоинства, следует лишь отметить некоторые недочеты, которые лишь в небольшой степени снижают общую ценность рецептов.   В первой эмульсии берется два смягчителя (мед и касторовое масло), но нам кажется, что целесообразнее исключить. первый, т. е. мед, и увеличить количество касторового масла.   Приготовление разных составов эмульсии слишком усложняет процесс грунтовки.   В рецепте чисто эмульсионного грунта третья эмульсия содержит почти столько же масла, что и вторая; следуя принципиальной установке, его надо увеличить хотя бы до 2— 2,5 г,. так как масла в эмульсионном грунте не так много. В рецепте отсутствует антисептик.   Казеиново-масляный грунт   За последнее время многие художники перешли на приготовление эмульсионных грунтов с казеином, поэтому считаю необходимым привести рецептуру такого состава грунта. Казеин вначале замачивается в теплой воде (3—4 часа), затем к нему добавляется раствор буры или нашатырного спирта, содержимое нагревается до температуры 50— 60°С. К этому раствору приливается тонкой струёй или по каплям масло, а затем остатки воды с белилами и антисептиком, при этом массу непрерывно перемешивают. Вместо готового сухого казеина можно применять творог, предварительно очищенный. от остатков жира промывкой Р горячей воде и хорошо отжатый, беря его в эмульсию повесу примерно вдвое больше, чем сухого казеина, т. е. не 25 частей, а 40—50 частей. В случае применения купленного сухого казеинового клея в порошке следует сначала убедиться в его качестве, для этого надо взять 10 г порошка клея, смешать его с 10—15 г теплой воды и оставить его на 2—3 часа, после чего нагреть до температуры 40—50°С, и если казеин хорошо расходится, то этот купленный сухой казеиновый клей в порошке можно применять в таком виде в проклейку и эмульсию вместо казеина или творога.   Масляно-клеевой грунт с добавлением лака Состав эмульсии (в весовых частях): Клей   30 Масло 20-30 Даммарный, мастичный или копаловый лаки…. 5—7 Белила            100-150 Касторовое масло или мед  2—3 Вода    350-^50 Грунт незначительно, лишь поверхностным слоем, втягивает связующее красок.   Поливинилово-масляный грунт. Состав эмульсии (в весовых частях); Поливиниловый спирт       25—40 Льняное масло          30—50 Белила цинковые или мел  75—120 Вода    250-400   Вследствие высокой эмульсирующей способности поливинилового спирта эмульсия на нем получается очень стойкая. Грунтовочная паста легко наносится на проклеенный холст; краски не прожухают. Грунт на поливиниловом спирте обладает высокой эластичностью и не имеет недостатков животного клея. Если грунт с трудом наносится на холст, быстро засыхает и забивает структуру ткани, пасту следует разбавить водой.   Надо иметь в виду, что в случае, если через эмульсионный грунт будет проникать связующее, то необходимо увеличить количество масла в эмульсии (в 2—3 раза больше, чем клея) или же нанести лишний слой грунта, лака или проклейки и выдержать холст в течение 5—10 суток до начала :письма на нем. КЛЕЕВЫЕ ГРУНТЫ   Клеевые грунты очень просты в изготовлении, быстро сохнут, не требуют длительной выдержки и одновременно улучшают просыхание масляных красок, особенно в нижних слоях. К недостаткам клеевых грунтов следует отнести: сильное всасывание ими связующего масляных красок, что делает красочный слой матовым и ослабляет прочность его. Грунт мало стоек к действию сырости. Химические вещества (квасцы, формалин и др.), вызывающие задубливание, понижают его эластичность. При наличии глицерина, меда, патоки и т. п. смягчителей не происходит полного просыхания клея, он всегда увлажнен, что способствует загниванию клея и порче грунта. Зная хорошо свойства материала и владея техникой приготовления грунтов, можно приготовить клеевой грунт, отвечающий всем требованиям, предъявленным к нему. При излишке клея грунт получается ломким, легко растрескивающимся. Особенно сильно втягивают масло из красок грунты с гипсом. Чтобы ослабить это явление и предупредить пожухание, надо покрыть последний слой грунта 3% раствором клея или покрывным лаком. В соответствующей литературе приводится очень много различных вариантов приготовления клеевого грунта, здесь мы приведем наиболее характерные и распространенные.   Клеевой грунт   1.         Проклейка 1-я, 2-я 5—7% раствором клея (рыбьего, желатины или казеина) и смягчителем и антисептиком.   2.         Грунтовка 1-я и 2-я (в весовых частях):Клей   10-12 Мед  1-2 Вода    120-150 Пигмент (цинковые белила, мел или бланфикс)..30—50   Количество проклеек и грунтовок можно увеличить или уменьшить в зависимости от качества холста и материалов. Очень полезно добавить в клеевой раствор цельное яйцо или -желток.   Казеиновый грунт   Состав (в весовых частях) Казеин  10—15 или творог 20—30 Нашатырный спирт (25%)   2—3 Мед или глицерин   2—3 Пигмент         20-35 Вода    120-160   Процесс приготовления тот же, что и в предыдущих рецептах.   Желатиновый грунт Состав (в весовых частях) Желатин 10—15 Мед или глицерин   2—3 Пигмент (цинковые белила или мел).. 30—50 Вода    150—200   Грунт на поливиниловом спирте Состав (в весовых частях) Поливиниловый спирт       10—15 Пигмент (цинковые белила или мел )…………..25—40 Вода    100—150     При приготовлении клеевого грунта следует соблюдать следующие основные правила: Последующий слой грунта наносить только после просыхания предыдущего, т. е. не менее, как через 8—10 часов. Сушку грунта производить при комнатной температуре. Не следует сушить грунт вблизи горячей печи во избежание пересыхания клея и растрескивания грунта. По окончании грунтовки необходимо закреплять его дубящими растворами. Не вводить слишком много пигмента, так как избыточное количество дает рыхлый грунт, сильно впитывающий масло. После каждой проклейки и грунтовки, за исключением последней, шлифовать поверхность, следя за тем, чтобы сохранить фактуру ткани.   Левкас для дерева   Доски должны быть совершенно сухими, иначе они будут при высыхании коробиться и разрушат красочный слой. Вначале доски проклеиваются горячим раствором клея (в весовых частях): Клей   10—12 частей. Вода    90-100 частей На эту проклейку наклеивается серпянка, затем приготовляется грунт следующего состава: Клей   10 частей. Вода    70 частей. Мел, цинковые белила или гипс………..30—40 частей. Тестообразную массу наносят в несколько слоев шпателем я а серпянку, после высыхания шлифуют. Доска требует твердого грунта, холст — эластичного.   Масляные грунты   Масляные грунты стойки к действию воды, не всасываю г связующее из масляных красок; живопись, исполненная на такой поверхности, не пожухает. Грунтовка маслом имеет и целый ряд крупных недостатков, которые и вынудили художников перейти на эмульсионные грунты. Масляные грунты медленно сохнут, вызывают с течением времени помутнение, желтизну и потемнение красок; вследствие гладкой поверхности грунта краски скользят по нему, что создает большие неудобства в работе. Плохая адгезия масляных красок к поверхности грунта способствует отставанию красочного слоя от грунта, — недостатки эти сильно выявились в техническом состоянии картин Левитана, Маковского и других, и особенно, в тех картинах, где живопись исполнена густыми мазками.  Прежде чем начинать работу на масляном грунте, надо вначале его промыть слабым мыльным раствором и чистой теплой водой, затем хорошо высушить. После этого следует поверхность грунта покрыть мастичным или даммарным лаком с небольшим количеством хорошо сохнущего масла и через сутки начинать работу. Лак имеет хорошее сцепление с масляной поверхностью, поэтому он будет являться как бы связующей прослойкой между грунтом и красочным слоем. Другой способ состоит в протирании грунта смесью спирта с нашатырным спиртом или уайтспирита со скипидаром, при этом вскрываются поры грунта и создается шероховатая поверхность, увеличивающая сцепление красок с грунтом. Можно нанести на грунт спиртовой экстракт чеснока — он также разрыхляет поверхность и образует довольно прочную клеевую пленку.   Перед нанесением масляного грунта холст проклеивают 1—2 раза 5—7%, раствором клея, затем его высушивают и покрывают масляной краской (свинцовыми или свинцово-цин-ковыми белилами), добавив к ней небольшое количество масла или олифы. Слой масляной краски надо наносить очень тонкий, чтобы не перегружать грунтом холст и не закрывать его зернистость во избежание получения клеенчатой поверхности. Грунт просушивается в течение не менее 4—6 месяцев. Из литературных источников известно, что мастера живописи применяли различные составы грунтовочных паст, например: 1.         Оливковое масло смешивали с мучным (пшеничным) клейстером и небольшим количеством меда.  Этим  составом  покрывали холсты,  предварительно  проклеенные слабым раствором клея. 2.         Хорошо размолотую горшечную глину смешивали с клеем (перчаточным) и льняным маслом, а чтобы грунт не впитывал связующее красок, сверху наносили тонкий слой масляной краски (преимущественно свинцовые белила) с небольшим количеством лака. 3.         Составляли также грунтовочную пасту из смеси масла, глины и умбры. Грунт наносился тонким слоем 2—3 раза, не забивая структуры холста. 4.         Доски грунтовали смесью, состоящей из раствора пергаментного клея и мелкого гипса. Употребляли также смесь равных частей гипса и муки с клеем и льняным маслом. Большинство составов представляют собой эмульсионные грунты. Присутствие мучного клейстера в грунте вызывает, под влиянием сырости, загнивание грунта, причем этому будет способствовать гигроскопичность меда, вследствие чего грунт и красочные слои со временем растрескаются и постепенно разрушатся. Мучной клейстер можно применять в грунтах и для проклеек преимущественно редких холстов, чтобы полнее и равномернее закрыть его поры. В состав проклеек и грунта следует вводить клейстер в количестве не больше 15% к весу клея. Хорошего качества перчаточный клей, как и желатин, дает наибольшую прочность грунта. Оливковое масло очень медленно высыхает, поэтому лучше пользоваться льняным и ореховым. Высыхание оливкового масла можно ускорить введением активных сиккативных пигментов или льняного масла. В этом случае оливковое масло будет одновременно служить связующим материалом и смягчителем грунта. Иногда, особенно тонкий холст грунтовали без проклеек. Следует указать, что при употреблении небольшого количества масла в эмульсии исключается возможность вредного действия масла на ткань. Холст, загрунтованный без проклейки, более эластичен и менее подвержен влиянию сырости и разрушению от плесени. Однако такой способ грунтовки можно рекомендовать лишь для очень тонких холстов. Старые мастера применяли три вида грунтов эмульсионный, масляный и клеевой. Как известно, качество грунтов зависит от качества употребляемых материалов ,от концентрации растворов и техники грунтовки.  В то время, когда живопись выполнялась на дереве, в качестве материалов пользовались клеем животного происхождения, имеющим высокую клеящую силу к дереву. С переходом на холст клеевая грунтовка заменяется комбинированной грунтовкой, состоящей из клея, масла и смол,. сообщающих грунтам эластичность, стойкость к влаге. Первоисточники представляют очень ценный материал, но, к сожалению, они недостаточно расшифровывают весь технологический процесс во всех его деталях, давая лишь общи положения и общеизвестные рецепты. Ломкая клеевая грунтовка на дереве даже с применением гипса и при нанесении густым толстым слоем давала, однако, прочный грунт, так как для грунтовки мастера брали высококачественные материалы, умели их обрабатывать применительно к требованиям живописи и очень аккуратно выполняли отдельные процессы работы и в определенной последовательности. В последний слой грунта вводили хорошо сохнущие краски: умбру, свинцовые белила, природные земли и др. Для придания эластичности и мягкости добавляли в грунты пчелиный мед. Гипс, широко применявшийся в грунтах по дереву, в составе грунтов для холста употреблялся очень редко. Перед нанесением грунта в рецептурах большинством художников рекомендуется предварительно 1—2 раза проклеить. раствором клея слабой концентрации. Разрушение холста при непосредственном соприкосновении ткани с маслом в эмульсии, нам думается, мало возможно, так как заэмульгированное масло имеет несколько другие свойства, а кроме того его берется очень небольшое количество в эмульсии. Имеется указание о смачивании холста перед проклейкой. Количество проклеек обычно не превышало двух-трех, количество же наслоений грунтов в некоторых случаях доходило до 8 слоев, причем каждый слой наносился жидким составом очень тонко и обязательно после просыхания предыдущего-слоя. Почти все авторы рекомендуют шлифовку: перед проклейкой холста, после проклейки, между отдельными слоями грунта и даже шлифовали последний грунтовочный слой особыми скоблилами для получения гладкой и ровной поверхности. Гладкая грунтовка холста в картинах небольшого размера рассчитана на тонкое письмо. В большинстве рецептов указывается, что на последний слой грунта наносилась скоро сохнущая масляная краска. Это обеспечивало хорошую связь грунта с красочным слоем живописи, способствовало нормальному просыханию первых прописок и устраняло вжухлость. Иногда наносили слой лака или клея, последний сохранял белизну мелового или гипсового грунта. Чтобы достигнуть наибольшего соединения отдельных слоев грунта между собой, нанесенная паста разравнивалась ладонью руки. На дерево раствор клея наносился горячим, чтобы он .лучше пропитался. Цвет грунтов преимущественно был белый, который перед работой покрывался красками различного цвета и оттенка: у Рубенса золотисто-коричневой, у Тициана светло-красной. Позднее грунты имели серые, коричневые, красно-коричневые и красные оттенки, на чисто белых грунтах писали очень редко. В настоящее время тонированные грунты почти не применяются. Положительное свойство белых грунтов состоит в том, что в местах лессировок легче получать прозрачные тона без предварительного нанесения белил. Кроме того, нужно иметь также в виду, что со временем некоторые даже укрывистые краски становятся прозрачными, поэтому (особенно в картинах, где краски положены тонкослойно), может выступить тон грунта и изменить колорит живописи. Живопись, исполненная на белых грунтах, светлее     Грунт   Писать масляными красками на непроклеенном и незагрунтованном холсте нельзя, так как масло из красок в этом случае сильно впитывается холстом и краски, быстро обезмасливаясь, темнеют и пожухают; кроме того.масло, пропитывая холст, разрушает ткань. Поэтому холст надо обязательно проклеить 1—2 раза1 и хорошо загрунтовать, прежде чем приступить к живописи. Загрунтованный холст вырабатывается рядом фабрик, в частности его выпускает московская фабрика "Палитра”. Но не всегда и не везде можно достать хорошо загрунтованный холст, поэтому необходимо каждому, кто пишет масляными красками, уметь правильно и хорошо загрунтовать холст. От качества грунта зависит не только сохранность и долговечность картины, но и самый вид ее, свежесть и цветность ее красок, отсутствие пятен, трещин и т. п., а также и удобство работы кистью. Поэтому хорошее качество грунта имеет исключительно важное значение.В масляной живописи применяются различные виды грунтов: клеевые, полумасляные, масляные, эмульсионные, клеемучные и др. Существуют десятки и сотни различных рецептов этих грунтов, дающие самые различные по качеству грунты.   Клеевые грунты являются наиболее простыми и несложными по приготовлению. Они состоят из смеси клеевого раствора с мелом или сухими свинцовыми или цинковыми белилами.   Для приготовления доброкачественного клее-мелового грунта надо взять клеевой раствор, лучше всего приготовленный из рыбьего клея; на 1 часть сухого рыбьего клея берут не более 15—20 частей воды (по весу)2 и смешивают его с хорошо просеянным и тонко измельченным сухим кусковым мелом3. Смешение клея и мела надо делать очень тщательно, чтобы получить совершенно однородную, не содержащую комков массу, в которую добавляют немного меда, для того чтобы грунт был эластичным.   Для загрунтовки 1 м2 холста надо взять:   Рыбьего сухого клея . . 30 г   Мела 150 г (3/4 стакана)   Воды 250 см3 (IхU стакана)   Меда 6 см3 (1 чайная ложка)   Сначала приготовляют клеевой раствор, а затем смешивают с ним предварительно разведенный на воде мел и добавляют мед. Полученную массу тщательно размешивают и перетирают до тех пор, пока она не станет совершенно однородной, без всяких комков, и по своей консистенции не будет напоминать густую сметану.   Приготовленную массу грунта наносят кистью на проклеенный холст в 3 или 4 последовательно накладываемых тонких слоя. Каждый новый слой наносится только на вполне просохнувший предыдущий слой. Если массу грунта нанести сразу одним толстым слоем, то грунт скоро покроется сетью трещин и может отстать от холста и осыпаться. Во избежание этого грунт всегда следует наносить тонкими слоями, давая каждому слою хорошо просохнуть, прежде чем будет нанесен следующий слой.Когда первый слой грунта просох, его выравнивают смоченным в воде куском пемзы. Шлифование уничтожает все неровности и узелки и делает поверхность загрунтованного холста совершенно гладкой. Затем наносят последующие слои, которые можно и не шлифовать. Этот клее-меловой грунт обладает способностью довольно сильно впитывать масло из красок. Во избежание впитывания холст следует покрыть 1—2 тонкими слоями жидких масляных свинцовых белил, разбавленных терпентинным скипидаром.   Такие грунты, состоящие из 2 слоев проклейки, 3—4 тонких слоев клее-мелового грунта и 1—-2 слоев масляных свинцовых белил, называются полумасляными; они почти не вытягивают масла из красок и в то же время хорошо держат краски, являясь наилучшими грунтами для масляной живописи. На этих грунтах писали многие знаменитые русские художники XVIII и XIX вв.: Рокотов, Левицкий, Венецианов, К. Брюллов, А. Иванов и др.; живопись их превосходно сохранилась на этих грунтах, не потеряв первоначальной звучности тонов красок.   Достаточно доброкачественный клеевой грунт можно приготовить, если с клеевым раствором смешать сухие свинцовые белила в порошке2. Для грунтовки 1 л*2 холста надо взять:   Сухого рыбьего клея . . 10 г   Воды 180 см3 (1 стакан)   Белил свинцовых (в по  рошке) 45 г (3 столовые ложки)   Меда 4 г (г/2 чайной ложки)   Грунтовочную массу наносят на дважды проклеенный холст 3—4 тонкими слоями; каждый новый слой наносится на вполне просохший предыдущий. Когда все слои грунта нанесены и просохли, наносят тонкий слой жидких масляных свинцовых белил, разбавленных терпентинным скипидаром3.   Казеиновый грунт состоит из казеина, нашатырного спирта, сухих свинцовых или цинковых белил и воды. Казеин намачивают в воде, хорошо размешивают, добавляют нашатырный спирт и получают казеиновый клей; к нему добавляют немного меда и порошок сухих белил, тщательно перетирают шпателем и получают грунтовочную массу. Для загрунтовки 1 м2 холста надо взять:   Казеина 35 г (3 столовые ложки)   Воды 400 см3 (2 стакана)   Нашатырного спирта .... 8 см3 (2 чайные ложки)   Меда 12 см3 (2 чайные ложки)   Сначала надо 2 раза проклеить холст казеиновым клеем и хорошо просушить, а затем нанести в 2—3 тонких слоя грунтовочную массу. Казеиновый грунт довольно сильно вытягивает масло из красок; во избежание этого его надо покрыть 2 слоями жидкого рыбьего клея или 1—2 слоями жидких масляных свинцовых белил1; такой грунт значительно меньше вбирает в себя масло из красок.Казеин—продукт, получаемый посредством створаживания обезжиренного молока (обрата). Молоко дважды пропускают через сепаратор и, отделив сливки, получают обезжиренное молоко (обрат), в котором содержится в разбухшем состоянии казеин, в виде казеиново-кальциевого соединения. Чтобы выделить из снятого молока казеин, нужно отделить его от кальция. Существует несколько способов получения казеина: самоквасный, молочнокислый, сычужный и кислотный.Наиболее простым является самоквасный. Снятое молоко оставляют для самоскисания на 16—20 часов и благодаря действию молочных бактерий, перерабатывающих молочный сахар в молочную кислоту, молоко окисляется, то есть створаживается, и при этом выделяется казеин в виде тво-рожины. Творожину нагревают до 65° при постоянном перемешивании, промывают и отжимают возможно суше, чтобы удалить всю сыворотку, и, размяв ее на части, высушивают на солнце на деревянных рамах, обтянутых холстом, или же сушат 20—24 часа на металлических ситах в печи при температуре 40—45° и получают казеин.Молочнокислый способ получения казеина состоит в том, что в снятое молоко добавляют 25—50% хорошо скисшей сыворотки и вызывают створаживание молока в течение 1,5—2 часов, при этом'необходимо как молоко, так и сыворотку подогреть до 35°. В результате выпадает осадок в виде белого сгустка—казеин. Слив сыворотку, казеин нагревают до 55°, все время перемешивая его, промывают, отжимают и высушивают.Сычужный казеин получают посредством введения в снятое молоко сычужного фермента, способствующего створаживанию молока. Кислотный казеин приготовляют посредством введения в снятое молоко серной, соляной или уксусной кислоты, также способствующих створаживанию молока. Сычужный и кислотный казеин отличны друг от друга по своим свойствам: сычужный казеин лучше всего растворяется в нашатырном спирте, а кислотный—в растворе буры или 10-процентном водном растворе углекислого аммония.Казеиновый клей приготовляют посредством растворения порошка сухого казеина в растворе нашатырного спирта или буры. Казеин заливают в сосуде теплой водой и оставляют на 2 часа для разбухания, а затем прибавляют слегка подогретый раствор нашатырного спирта и тщательно перемешивают до тех пор, пока весь казеин не перейдет в раствор. На 500 г сухого казеина берут 50 см3 нашатырного 25-процентного спирта и 3 л воды. Если же вместо нашатырного спирта берут раствор буры, то на 500 г сухого казеина надо взять 75—100 г буры и 3 л воды.Если нет нашатырного спирта и буры, то можно растворить казеин в растворе углекислого аммония, взяв на 500 г сухого казеина 250 г углекислого аммония и 2,5 л воды.   Иногда грунт для холста приготовляют из смеси мела или гипса с пшеничным или ржаным мучным клейстером; эти грунты непригодны для живописи, так как очень сильно впитывают масло из красок и легко загнивают, плесневеют и, разрушаясь сами, вызывают непоправимую порчу живописи, находящейся на них.   Эмульсионные грунты состоят из эмульсии, то есть смеси масла, преимущественно вареного, и клеевого раствора; к этой эмульсии прибавляют порошок сухих белил—свинцовых или цинковых. Существует много рецептов эмульсионных грунтов, но наиболее приемлемыми для масляной живописи являются грунты следующего состава:   Казеиново-масляный грунт состоит из:   Казенна (сухого в порошке) . 10г(2 чайные ложки)   Воды к нему 60 см3 (х/а стакана)   Нашатырного спирта .... 4 см3 (1 чайная ложка) Вареного льняного масла . . 50 см3 (1/2 стакана)   Воды 200 см3 (1 стакан)   Сначала приготовляют казеиновый клей: казеин растирают с водой и, добавив нашатырного спирта, тщательно перетирают; полученный таким образом клей смешивают с вареным льняным маслом и получают эмульсию. К эмульсии добавляют растертые с водой белила и тщательно растирают, получая грунтовочную массу. Эту массу наносят на предварительно дважды проклеенный казеиновым клеем холст в2—3 приема тонкими слоями.   Клее-масляный эмульсионный грунт приготовляется смешением клеевого раствора, приготовленного из рыбьего клея, с желтком куриного яйца. вареным льняным маслом, медом и сухими цинковыми белилами.   Для грунтовки 1 м2 холста надо взять:   Сухого рыбьего клея .... 15 г Воды 300 см3 (1,5 стакана) Желтка 1 шт. Вареного льняного масла . . 5 см3 (1 чайная ложка)  Белил цинковых сухих в порошке 50 г (г/4 стакана) Мела 150 г (3/4 стакана)   К клеевому раствору добавляют желток, размешивают, прибавляют вареное масло, тщательно перемешивают, затем берут белила и мел, смешивают их с водой и соединяют с ранее приготовленной эмульсией, тщательно размешав всю массу.Эту массу наносят на проклеенный холст в 3—4 тонких слоя, тщательно просушивая каждый слой. Желатиново-масляный эмульсионный грунт приготовляется из клее-желатинового раствора, смешанного с вареным льняным маслом и с предварительно растертыми на воде сухими цинковыми белилами. Для грунтовки I мг холста надо взять: Желатины 6 г Воды 42 см3 (V4 стакаяа) Вареного льняного масла ... 10 г (2 чайные ложки) Белил цинковых сухих .... 30 г (2 столовые ложки) Воды 30 г (2 столовые ложки)   Сначала приготовляют клеевой раствор из желатины; когда он готов и остыл, к нему добавляют вареное масло и, тщательно размешав, смешивают с растертыми на воде белилами. Массу грунта наносят на холст в 3—4 слоя, тщательно просушивая каждый слой. Масляные грунты состоят из 2—3 слоев тонкотертой масляной краски, преимущественно свинцовых или цинковых белил, наносимых на поверхность проклеенного холста. Приготовляется масляный грунт довольно просто: натянутый на подрамник холст проклеивают 2 раза жидким раствором рыбьего клея, просушивают и покрывают 2—3 тонкими слоями масляных свинцовых или цинковых белил. Загрунтованный холст требует длительной просушки в течение 6—12 месяцев х. Масляные грунты имеют очень существенные недостатки, делающие их малоприемлемыми для живописи. На недостаточно хорошо просохшем масляном грунте живопись быстро чернеет и покрывается трещинами. На пересушенном масляном грунте живопись имеет свежий вид и даже блестит, но краски на нем держатся непрочно и легко осыпаются. Художник, желающий предохранить свои картины от быстрого разрушения и гибели, не должен пользоваться такими масляными грунтами. Не следует никогда писать на старых картинах, исполненных масляными красками, так как наносимые на старую живописную поверхность новые слои масляных красок не будут прочно приставать к ней и очень скоро станут растрескиваться, отслаиваться и осыпаться. Кроме того, через небольшой срок старая живопись начнетпро-свечивать через новые слои красок. Проклеивание и грунтовка холста  Проклеивание и грунтовка холста Проклеивание холста После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Цель проклейки: изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски, так как клеевая пленка не растворяется в масле и растворителях. На непроклееной основе масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается. если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4. При приклеивании холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют 5% раствор клея, который при комнатной температуре (20-22) имеет консистенцию холодца, при такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.   Остывший, студенистый клей наносят широкой кистью, щеткой или столовым ножом со скругленным концом. Излишки клея сразу снимают с холста ребром ножа или мастихином. При этом следят, чтобы клей не проникал сквозь поры на обратную сторону холста, то есть держать нож нужно более вертикально. Толстые слои проклейки склонны к растрескиванию. После первой проклейки надо дать холсту хорошо просохнуть при комнатной температуре. Ни в коем случае нельзя ускорять просушку нагревом у батареи или на солнце. Располагаться холст может как горизонтально, так и вертикально, главное чтобы воздух поступал равномерно с обеих сторон.   Стоит подчеркнуть, что клей должен содержать пластификатор. Но в некоторых случаях первую проклейку (при очень грубом переплетении нитей со множеством узелков) можно делать вообще без пластификатора - проклеенные узелки становятся более твердыми и легче удаляются.   После первой и второй проклейки высохший холст нужно обработать наждачной бумагой. Шлифовать надо легко, чтобы только убрать волокна, которые выступают "ершом" после проклейки, особенно сильно выступающие узелки можно срезать ножом. Вторую и третью проклейку делают жидким, но не теплыми клеем (20-25 градусов, чтобы не растворять первый слой) и обязательно с пластификатором (не менее 30% глицерина или мед от веса сухого клея). Если все поры холста закрылись (это определяется после первой грунтовки отсутствием белых точек на оборотной стороне холста), то можно считать проклейку удачной. Если все-таки белые точки появились, то для данного типа холста в следующий раз делают еще одну дополнительную проклейку. Это во многом зависит и от качества клея. Лучшие клеи желатиновый (пищевой, технический, фотожелатин) или казеиновый; допустим и столярный клеи, но только лучших мездровых сортов (выпускается в виде полупрозрачных желтовато-коричневых плиток или в гранулах).   Грунтовка холста Высохший после проклеек холст нужно загрунтовать. Грунтуют холст для того, чтобы создать связующее звено между холстом и красками. Стоит заметить, что можно писать на проклеенной, но не на загрунтованной основе. Правда со временем, когда краска твердеет (а она твердеть продолжает постоянно - годами), у нее постепенно снижается адгезия (прилипание) к основе, и естественно повышается опасность осыпания красок при сильных изгибах основы. Если не изгибать, не подвергать резким изменениям влажности и хранить в нормальных комнатных условиях, то срок хранения произведений не ограничен. Чем меньше колеблются размеры основы, тем лучше. Так многие художники писали этюды и эскизы к картинам масляными красками на негрунтованной, а только по проклеенной желатином бумаге. В дальнейшем этим работам не придавали никакого значения, периодически уничтожали, как отработанный материал при наведении порядка в мастерской.   Наносить грунт надо флейцем или щеткой или тем же ножом. Ни в коем случае нельзя проводить кистью несколько раз, по одному и тому же месту, иначе грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия. После высыхания первого слоя грунта наносят второй, а если необходимо, и третий, но, следя за тем, чтобы не забивалась фактура холста. Или наносят четвертый, пятый, энные слои, чтобы наоборот смягчить фактуру холста или свести ее почти на нет, если этого требует художественный замысел будущей картины. При этом заполняется только пространство между нитями, а на выступах слой грунта остается тонким. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким грунтом, чем один - два толстым, густым.   При нанесении ножом, грунт доводят до консистенции сметаны. Сначала флейцем наносится обильный мазок, и затем размазываем его ножом, пока он не закончится. Носик ножа должен идти впереди, тогда масса грунта будет скапливаться внизу для обратного прохода ножа. Поверхность получается практически ровной и не требует дополнительного шлифования. Грунтовый холст не должен растрескиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними. 

Категория: Мои файлы | Добавил: Maxbond
Просмотров: 1645 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018Создать бесплатный сайт с uCoz